Как следует из самого названия этих проверок, они проводятся только в соответствии с планом работы надзорного органа. Этот план в обязательном порядке согласован с прокуратурой и размещен на сайте надзорного органа и на сайте прокуратуры. Следовательно, узнать о том, что в отношении вашего предприятия будет проведена плановая проверка можно заранее. Это основной, и, пожалуй, единственный плюс таких проверок. Каждый, кто уже сталкивался с плановой проверкой своего бизнеса по любому направлению надзора, знает, что это всегда комплексное надзорное мероприятие с доскональным изучением массы документов и аспектов деятельности. Чаще всего к вам приезжает целая комиссия из нескольких инспекторов, запрашивает все проекты, лицензии, отчеты, журналы и прочую документацию. Зачастую также производится отбор проб и осмотр территории.

Скажем сразу, отменить или перенести плановую проверку практически нереально, если вы не малый бизнес или не прекратили эксплуатацию объектов, намеченных к проверке. Если вы попали в план – проверка состоится в любом случае. Скрываться, не пускать инспекторов, не получать корреспонденцию тоже не имеет никакого смысла, потому как единственное, чего вы добьетесь в таком случае – дополнительного штрафа за препятствование государственному контролю, а проверка в итоге все равно состоится.

Конечно, к таким проверкам можно и нужно готовиться. О том, по каким именно направлениям будет проводиться проверка, можно узнать в личном кабинете природопользователя, из приказа о проведении проверки, который должен быть получен вами не позднее, чем за три дня до ее начала (это важно и на этот срок стоит обратить особое внимание), или из плана работы надзорного органа. В приказе о проведении проверки в обязательном порядке перечислены все документы, которые вы должны предоставить проверяющим. Советуем подготовить эти документы заранее, убедиться в их наличии на предприятии, что сэкономит вам время и нервы.

Также стоит обратить внимание на то, какой именно объект негативного воздействия на окружающую среду включен в план. Это важно, поскольку в случае эксплуатации нескольких объектов негативного воздействия проверке могут подлежать не все, а только те, которые непосредственно включены в план. Зачастую инспектора выходят за пределы своих полномочий и проверяют деятельность, не включенную в план, что является грубым нарушением закона. Такие действия стоит пресекать или впоследствии использовать как основание для отмены проверки.

С введением риск-ориентированного подхода в экологическом надзоре плановые проверки стали проводится реже для объектов с низкой категорией риска и чаще – для объектов с высокими рисками. Но частота проверок и соблюдение их периодичности строго контролируется органами прокуратуры на стадии согласования плана, поэтому уповать на то, что ваше предприятие попало в план незаконно, не стоит.

В настоящее время все плановые проверки по направлению экологического надзора проводятся с применением чек-листов. Это списки контрольных вопросов, которые проверяются в обязательном порядке, и за пределы которых инспектор не имеет права выходить. Ознакомиться с этими вопросами также можно заранее, важно только знать, какие именно направления надзора предусмотрены планом (обращение с отходами производства и потребления, охрана атмосферного воздуха, геологическое изучение и охрана недр и др.).

Также стоит обратить внимание на формальную процедуру проведения проверки – инспектора предъявляют свои служебные удостоверения, вручают заверенную копию приказа о проведении проверки, вносят запись в журнал учета проверок и так далее. Важно помнить, что надзорные органы не имеют права проводить проверку без участия руководителя или иного законного представителя проверяемого юридического лица.

Срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней, может быть продлен в исключительных случаях. Конечно, это не значит, что проверяющие все это время будут находиться на вашем предприятии, но в течение этого времени надо быть готовым отвечать на вопросы инспекторов, представлять документы, давать пояснения. По результатам проверки составляется акт, копия которого вручается под роспись представителю предприятия. В акте указываются все выявленные нарушения, к нему прикладываются предписания об устранении нарушений и заполненные чек-листы.

Знать свои права как проверяемого юридического лица очень важно, потому что грубые нарушения закона при проверке являются основанием для отмены всех ее результатов, в том числе штрафов. В случае, если вы не уверены, что сотрудники вашего предприятия знакомы со всеми нюансами проведения проверки, вы всегда можете заказать услугу представления интересов предприятия в ходе проверки у нас. Тогда вы можете быть уверены, все ваши права будут надежно защищены, на все вопросы проверяющих будут даны максимально профессиональные ответы, а в случае, если какие-то нарушения все-таки будут допущены, мы поможем вам отстоять ваши интересы в судебных инстанциях. Для предприятий, заключивших с нами договора на комплексное обслуживание, данная услуга предоставляется абсолютно бесплатно. При этом ваши интересы лично будет представлять генеральный директор Алтайского цента экологии и аудита, профессиональный эколог-аудитор Карамышина Кристина Олеговна.

В случае, если проверка на вашем предприятии уже состоялась и у вас есть сомнения в законности ее результатов, вы можете заказать у нас услугу юридического анализа результатов проверки. В таком случае наши опытные специалисты проанализируют все нарушения – как выявленные на вашем предприятии, так и, возможно, допущенные надзорными органами, и дадут четкие рекомендации о возможности и основаниях обжалования постановлений о назначении административного наказания или об отмене всех результатов проверки.

Также можем смело заявить, что те предприятия, которые давно работают с нами и выполняют все рекомендации наших специалистов, а также прошедшие процедуру экологического аудита, чаще всего выходят из плановых проверок без нарушений, сохраняя хорошие отношения с надзорными органами, а также время, нервы и денежные средства для реализации других проектов.