Cовсем недавно наш руководитель Кристина Карамышина приняла участие в съемках ток-шоу Дениса Шубина «Экология без политики». Тема выпуска – охрана хищных птиц в Алтайском крае.

Эксперты студии говорили о том, что хотя сокола, беркуты и другие птицы занесены в Красную книгу России, их популяция подвергается постоянной угрозе. Это и незаконный отлов птиц в целях контрабанды, и истребление хищников заводчиками голубей и иных птиц, являющихся добычей для соколов и ястребов, и уничтожение мест обитания в ходе хозяйственной деятельности человека.

Помимо разговора в студии, сюжет снимался в Центре разведения, содержания и реабилитации хищных птиц «Тайгун» и в питомнике-лаборатории редких птиц Алтайского государственного университета «Алтай Фалькон».

Сегодня мы бы хотели поподробнее рассказать об этих питомниках и их роли в сохранении биоразнообразия нашего региона.

Алтай Фалькон ведет свою деятельность с 1991 года и является крупнейшим в России центром разведения, сохранения, реабилитации и возвращения в природу редких видов птиц. Одновременно в питомнике содержится от 150 до 200 экземпляров птиц, в год из питомника в естественные места обитания выпускается до 50 соколов. Часть птиц родилась в питомнике, но часто сюда попадают конфискованные у браконьеров или контрабандистов птицы. В питомнике живут сапсаны, беркуты, орлы, совы, но больше всего – соколов – балобанов. Посетители Сибирской масленицы в Новотырышкино могли видеть сотрудника лаборатории Алтай Фалькона Коннева Павла на фотозоне наших друзей и партнеров  Царской псовой охоты и в параде русской охоты. По техническим причинам птицы из Алтай Фалькона не смогли принять участие в празднике, но охотничья легавая составила компанию своему хозяину.

Центр разведения, содержания и реабилитации хищных птиц «Тайгун» начал свою деятельность менее двух лет назад. Но его основал и возглавляет один из самых известных ветеринаров, единственный врач  в Алтайском крае, занимающийся лечением экзотических животных, алтайский «Айболит» Артем Кучер. Помимо центра «Тайгун», Артем является основателем и руководителем общественной организации помощи диким животным «Ноев ковчег». Именно туда попадает большинство изъятых их незаконного оборота птиц и животных. Тех, кому повезло.

Артема, а также его сына Прохора, гости Сибирской масленицы-2020 в Новотырышкино могли видеть с соколами в руках. Именно снимки отца и сына Кучеров в красных  кафтанах с хищными птицами можно встретить с большинстве фотоотчетов с праздника. Это был один их самых зрелищных моментов праздника, поэтому мы не могли не поговорить с этой удивительной семьей о хищных птицах, проблемах их охраны и деятельности их питомника. Тайгун является давним другом и партнером Царской псовой охоты, поэтому на Масленице птицы питомника представляли собой часть экспозиции комплектной русской охоты.

О представленных на празднике хищных птицах всем желающим рассказывал не только сам Артем Кучер, но и его сын.

Многие обратили внимание, что одна птица была неестественно зеленого окраса. Это был северный ястреб-тетеревятник по имени Нордик.  Прохор рассказал нам, что эту птицу поймал голубятник, т.к. она охотилась на его голубей. Поймал, покрасил и отпустил. Но натуру хищной птицы не изменить и охота на голубей продолжилась. Спустя некоторое время птица была поймана снова. Не знаем, что там случилось – или голубятник понимал, что эта птица охраняется законом, или все-таки сжалился над хищником, но перед тем как убить птицу, голубятник дал ему последний шанс – позвонил Артему Кучеру и предложил забрать его в самое короткое время, обещая в противном случае убить ястреба. Разумеется, Артем забрал птицу, но поскольку она была повреждена и ослаблена, оставил у себя в питомнике.

Вторая птица, представленная на Сибирской масленице – сокол-сапсан по имени Мегера. Эта птица тоже попала в питомник Тайгун в тяжелом состоянии – она была отравлена голубятниками. Как видите, голубятники ведут извечную борьбу с хищными птицами, охраняя от них своих голубей. Сейчас широко распространен такой способ как  обмазывание ядом перьев ослабленного или больного голубя и выпуск его при виде хищника. Соответственно, ястреб или сокол нападает на слабую и медленную птицу и съедает ее, получив порцию яда. Те, кому повезло, попадают к Артему Кучеру, который имеет богатый опыт лечения и выхаживания таких птиц. Мегеру привезли в питомник из Бийского района. Кстати, сокол-сапсан занесен в Красную книгу России и его незаконная добыча карается очень строго.

Кстати, на всех наших мероприятиях на хищных птиц надета специальная шапочка – клобучек. Многие посетители фотозоны даже просили снять его для фото. Так вот, этого мы не делаем никогда и ни в коем случае, в первую очередь для вашей безопасности. Клобучек снимается с птицы только во время кормления или во время охоты – когда охотник уже завидел добычу и настало время охотиться птице. 

Но если у кого-то сложилось мнение, что от хищных птиц исходит только опасность и вред, это в корне не верно. Их регуляторная роль в природе огромна, в первую очередь это касается регулирования численности популяций грызунов, а рост их численности наносит колоссальный вред не только экономике, но и экосистеме.

Конечно, очень радует то, что у нас на Алтае есть люди, способные спасти пострадавших хищных птиц, и места, где эти птицы могут содержаться. Но хотелось бы, чтобы сама естественная среда обитания этих птиц стала для них хоть немного безопаснее. Позаботиться о себе в дикой природе эти птицы могут. До тех пор, пока в дело не вмешивается человек. Спасти от человека может только другой человек. Если успеет.