Говоря о подготовке к проверкам органами экологического надзора, нельзя не сказать о том, какие именно органы этот надзор осуществляют и какой орган какие нормы может проверить. Определение государственного экологического надзора дано в ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений  обязательных требований в области охраны

окружающей среды посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а также  деятельность органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований в сфере охраны окружающей среды. Т.е. уже понятно, что государственный экологический надзор может осуществляться только федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов федерации, причем эти органы должны быть специально уполномочены на осуществление такого надзора.

Также указанная ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисляет виды надзорной деятельности, которые включает в себя экологический надзор, а именно:

 — государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр,

 — государственный земельный надзор,

 — государственный надзор в области обращения с отходами,

 — государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха,

 —  государственный надзор в области использования и охраны водных объектов,

 —  государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации,

 — государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации,

 — государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации,

 — государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал,

 —  федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана),

 —  федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,

 — федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов,

 — федеральный государственный охотничий надзор, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий,

 — государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.

Итого 13 видов надзора включает в себя государственный экологический надзор. Очевидно, что и объем обязательных требований, являющихся предметом данного надзора впечатляющий, и количество органов, его осуществляющих, немаленькое. При этом государственный экологический надзор дополнительно еще и разделяется на уровни – федеральный и региональный и, соответственно, осуществляется разными органами в зависимости от уровня – федеральный надзор федеральными органами исполнительной власти, региональный – органами исполнительной власти субъектов федерации.

Итак, давайте попробуем разобраться, какой вид экологического надзора какими государственными органами осуществляется. Это важно для понимания, к какому виду и уровню экологического надзора относится ваше предприятие, каким именно органом и по какому направлению может быть проведена проверка. Для этого разберем виды экологического надзора в том порядке, в котором они перечислены в законе.

Государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому, атомному надзору  и органами власти субъектов Российской Федерации. Например, на территории Алтайского края данное направление надзора осуществляется Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Сибирским управлением Ростехнадзора и Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края соответственно. Росприроднадзор осуществляет геологический надзор на участках недр, не относящихся к участкам недр местного значения, Ростехнадзор имеет узкоспецилизированные полномочия в части надзора за безопасным состоянием горных выработок, скважин и иных подземных сооружений и соблюдением требований законодательства при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Орган исполнительной власти субъекта федерации осуществляет геологический надзор на участках недр местного значения, при этом полномочия по предотвращению самовольного пользования недрами отнесены к компетенции Росприроднадзора не зависимо от значения участка недр.

Государственный земельный надзор осуществляется только федеральным органами исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами (Росприроднадзор). Если коротко, то полномочия федеральных органов в части земельного надзора распределены следующим образом – Росреестр уполномочен на надзор за недопущением самовольного занятия земельного участка, соблюдением законодательства об оформлении прав на земельный участок и о целевом назначении земельных участков, Россельхознадзор и Росприроднадзор осуществляют земельный надзор за недопущением загрязнения, порчи земель, снижения их плодородия и запретом на перемещение плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых урегулирован ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Россельхознадзор), и на землях всех остальных категорий (Росприроднадзор).

Государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов  осуществляются в зависимости от уровня – Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на объектах, подлежащих федеральному экологическому надзору, и исполнительными органами субъекта федерации (Минприроды региона) на объектах, подлежащих региональному надзору.

Государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации, государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал осуществляются только федеральными органами исполнительной власти – Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется Федеральным агентством по рыболовству и его территориальными органами.

Государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий распределен в зависимости от уровня особо охраняемой природной территории – за особо охраняемыми природными территориями федерального значения надзирает Росприроднадзор и его территориальные органы, а за особо охраняемыми природными территориями регионального уровня – исполнительные органы субъектов федерации.

Полномочиями по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) наделены как федеральные органы исполнительной власти (на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), так и органы власти субъектов федерации (на всех остальных землях).

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный охотничий надзор также относятся к тому виду полномочий, которые переданы от федеральных органов исполнительной власти органам власти субъекта федерации. При этом федеральные органы (Росприроднадзор) реализуют данные полномочия только на территории особо охраняемых природных территорий федерального значения, органы власти субъекта федерации – на всей остальной территории.