Сложно представить современное металлообрабатывающее производство без смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ). За этим названием скрывается самый разнообразный спектр продукции нефтепереработки и нефтехимии, содержащий в себе различные химические вещества. Разумеется, СОЖ оказывают негативное воздействие на окружающую среду, причем как при штатных ситуациях, испаряясь во время работы станка, так и при аварийных разливах или нарушениях требований по утилизации.
Многие экологи выступают за отказ от нефтяных и химических СОЖ, предлагая использовать вместо них воду. Однако данный способ достаточно утопичен по причине своей неэффективности, рисков коррозии оборудования и материалов, снижения КПД станков, частым поломкам. Снижение КПД неминуемо приведет к дополнительным затратам энергии для производственных процессов, испорченные станки и материалы увеличат объем образующихся отходов, загрязненную воду необходимо будет также подвергать очистке. Все это в своей совокупности вполне сопоставимо с рисками и вредом от использования СОЖ, но экономически менее выгодно.
Именно поэтому гораздо правильнее будет строго соблюдать при использовании СОЖ требования законодательства, например, Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям 030/2012. Этим документом предусмотрены не только правила использования СОЖ, но и правила их утилизации, минимизирующие риски негативного воздействия на природу.
Если при работах с СОЖ исключены проливы СОЖ (установлены металлические поддоны, пол асфальтирован, бетонирован), затем отработанные СОЖ временно хранятся в герметичных емкостях и потом передаются специализированным организациям, то проникновение в землю и водоемы исключено. Правильное обустройство приточно-вытяжной вентиляции – как общецеховой, так и местной, позволит сократить количество СОЖ, попадающих в атмосферный воздух. С этой же задачей хорошо справляются фильтры масляного тумана, паров СОЖ, уловители дыма. Система дозированной подачи СОЖ, которой оборудованы многие современные станки, также позволяет снизить количество попадающих в природу загрязняющих веществ.
Кроме того, в настоящее время химическая промышленность предлагает экологически безопасные эмульсии. Например, масляные СОЖ на основе растительных масел, или водосмешиваемые – без аминов, бора, канцерогенных присадок.
Как видите, способов сократить вредное воздействие на природу, не отказываясь от использования СОЖ в производстве, масса, осталось только выбрать наиболее приемлемую технологию. Важно понимать, что результатом применения современных способов сокращения выбросов загрязняющих веществ при использовании СОЖ будет не только забота об экологии и снижение негативного воздействия на природу, но и экономическая выгода предприятия. Уменьшение выбросов неминуемо повлечет за собой снижение суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, сокращение санитарно-защитной зоны предприятия, а в некоторых случаях даже изменение категории объекта негативного воздействия на природу. Надо понимать, что за выбросы веществ 1 и 2 класса опасности установлены наибольшие ставки платы. При этом размер платы зависит не только от класса опасности вещества, но и от валового выброса веществ (т/год). Это устанавливается расчетным или инструментальным методом (замеры на источнике выброса).
Металлообработка является достаточно серьезными источниками выбросов в атмосферу. Взвешенные вещества (пыль абразивная, диЖелезо триоксид), оксид железа, диоксид азота, оксид углерода, фтористый водород – все это можно найти в выбросах металлообрабатывающего предприятия или цеха. Поэтому сокращение выбросов от использования СОЖ – не только экологически значимое, но и экономически выгодное решение.
Помимо внедрения наиболее технологичных способов использования СОЖ в решении данной задачи, безусловно, поможет установка современного пылегазоочистного оборудования на источники выбросов, очистного оборудования, обеззараживателей и ионизаторов на точки сброса сточных вод, а также контроль за тем, чтобы все оборудование находилось в рабочем состоянии. Для того, чтобы предприятие понимало, где, что и сколько оно выбрасывает в атмосферу, существуют нормы закона об обязательном производственно экологическом контроле. Этой обязанностью пренебрегать не стоит, ведь помимо отсутствия информации о воздействии на природу, отсутствие производственного контроля грозит серьезными штрафными санкциями и даже административной приостановкой деятельности на срок до 30 суток.
Штрафы и приостановка деятельности в данном случае – не пустая угроза, а реальный инструмент, применяемый государством к безответственным природопользователям. Принцип «Загрязнитель платит» — это основа экономического механизма природопользования.
Сложно не заметить, что экологии в России в последние годы уделяется повышенное внимание. Полномочия экологического надзора расширяются, штрафы увеличиваются, вред, причиненный окружающей среде, взыскивается. Сомнений в том, что «экологическая повестка» с нами надолго, уже нет ни кого. Но в то же время, государство предпринимает меры по стимулированию добросовестных природопользователей и тех, кто готов вкладывать деньги в экологию и работать над снижением выбросов в атмосферу.
Так, национальным проектом «Экология» предполагается создание для предприятий благоприятных нормативных, финансовых и организационных условий для модернизации производственных мощностей и процессов с применением современных технологий для целей соблюдения нормативных требований в сфере экологии.
Комплексные планы мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями включают следующие мероприятия:
— по снижению выбросов загрязняющих веществ от промышленных предприятий направленных на внедрение новых технологических решений с использованием наилучших доступных технологий и современных пылегазовых очистных сооружений и т.д.;
— по снижению выбросов загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики и частного сектора (не газифицированного) за счет проведения мероприятий по газификации частного сектора, расселению аварийного жилья, модернизации и капитальному ремонту действующих мощностей теплоэнергетического комплекса.
Государство готово помогать модернизировать производство, устанавливать дополнительное очистное оборудование, но в то же время, в рамках этого же национального проекта «Экология» государство увеличивает количество лабораторий для анализа атмосферного воздуха и штат государственных инспекторов Росприроднадзора в городах, где проблема загрязнения воздуха стоит наиболее остро. Специальные мобильные лаборатории контролируют в режиме реального времени, какое предприятие и сколько загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу, особенно в период неблагоприятных метеорологических условий, когда выбросы должны быть сокращены.
В качестве компенсационных мероприятий и для реабилитации за серьезное негативное воздействие многие предприятия используют такой способ как приобретение углеродных единиц. Это инструмент закона о сокращении выбросов парниковых газов, они выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и «зачтены» им при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. Это тоже часть экономического механизма природопользования, когда предприятие компенсирует деньгами загрязнение окружающей среды, но это не спасает от штрафных санкций в случае выявления нарушений. Намного экономичнее, эффективнее и полезнее для природы все-таки предотвратить загрязнение, установить современное очистное оборудование, модернизировать производственные процессы.
Опыт Сибирского центра экологии и аудита показывает, что многие предприятия уже понимают эту истину, устанавливают новейшее очистное оборудование, тщательно следят за соблюдением экологических и санитарно-гигиенических нормативов, вкладывают деньги в предотвращение нарушений, а не в устранение его последствий и оплату штрафов. Фраза руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой «Экология – это выгодно» наконец-то становится понятной для российской промышленности.
Кристина Карамышина, эколог-аудитор,
Генеральный директор ООО «Сибирский центр экологии и аудита»