После вступления в силу Федерального закона N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» (с изменениями и дополнениями) переходный период для большинства промышленных предприятий составит семь лет, а для градообразующих — 14 лет.
Большинство положений ФЗ-219 вступят в силу с 1 января 2019 года, и это сильно изменит ситуацию в области экологического надзора.
Деятельность предприятий 1 категории будет регулироваться механизмами государственной экологической экспертизы документации, ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду), нормирования на принципах НДТ, обязательности оснащения источников негативного воздействия средствами автоматизированного контроля, обязательностью разработки ПЭК (Программ экоконтроля), Программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ, если есть превышения воздействий) отчетности об объемах воздействия. Для этой категории будет выдаваться Комплексное Экологическое Разрешение (КЭР). Это серьезные нагрузки, ответственность, и требование обеспечения высококачественного экологического управления.
Для новых или реконструируемых объектов нужно подать заявку на КЭР за 2 месяца до ввода в эксплуатацию. Заявка в течение месяца проходит государственную экологическую экспертизу. КЭР выдается на объекты I категории, а также может быть выдано и для II категории при условии наличия НДТ для данной отрасли.
Комплексное экологическое разрешение КЭР содержит:
— технологические нормативы
Согласно ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) технологические показатели НДТ устанавливаются не позднее 6 месяцев после опубликования ИТС и являются основой для разработки юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I категории, собственных технологических нормативов, которые не должны превышать установленные технологические показатели НДТ.
Стратегическая задача в условиях реформы контрольной и надзорной деятельности – переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Управление при осуществлении федерального государственного экологического надзора на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в обязательном порядке проверяет выполнение хозяйствующими субъектами требований законодательства, в том числе :
– внедрение наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
– планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
На сайте Бюро наилучших доступных технологий (burondt.ru).
Личный кабинет – в яндексе забиваешь ПТОУ НВОС выдаст сайт onv.fsrpn.ru, там войти как юридическое лицо, которое зарегистрировано на Госуслугах.
— нормативы допустимых выбросов (далее – НДВ), сбросов (НДС) высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
— нормативы допустимых физических воздействий (шум, вибрация);
— нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
— требования к обращению с отходами производства и потребления;
— согласованную программу производственного экологического контроля;
— срок действия комплексного экологического разрешения.
КЭР выдается на 7 лет при условии соблюдения технологических нормативов, НДВ и НДС, лимитов на размещение отходов и других условий. При изменении технологических процессов КЭР пересматривается, при незначительных изменениях вроде реорганизации юридического лица КЭР может быть переоформлено по упрощённой процедуре. КЭР может быть отозвано в случае нарушения его требований в течение шести месяцев и более. Порядок выдачи, переоформления, отзыва КЭР и его форма будут установлены Правительством РФ, чего с нетерпением ожидают экологи.
Статья 11. Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный в части 6 настоящей статьи перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Для предприятий 2 категории предусматривается разработка деклараций о негативном воздействии (1 раз в 7 лет) – это документ, регламентирующий нормативы воздействия на все среды (воздушный бассейн, водный бассейн, обращение с отходами), и также как для предприятий 1 категории будет являться обязательным разработка ПЭК, представление отчетности об объемах воздействия. Декларации будут представлять модернизированный симбиоз ныне существующих нормативно-технических документов по природопользованию (проекты ПДВ, ПНООЛР, НДС, СЗЗ, ЗСО и др.), поэтому грамотная разработка и реализация этих актов сейчас – залог эффективных Деклараций, снижающих риски, штрафы, платежи.
Данная декларация составляется для объектов II категории и подается в Росприроднадзор или орган исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР, в ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов, а также информация о программе производственного экологического контроля (ПЭК). Однако вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается не ежегодно, а раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.
Для предприятий, отнесенных к 3 категории обязательными будут ПЭКи и представление отчетности об объемах воздействия. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах III категории, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
К 4 категории предприятий меры госрегулирования применяться не будут. Для IV категории не требуется ни разработка нормативов и лимитов на размещение, ни представление отчетности.
Кроме того, с 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах IV категории, плановые проверки не проводятся.
В Алтайском крае около 100 000 предприятий сектора малого и среднего бизнеса
Статистика включенных в реестры объектов НВОС (Публичный портал программно-технического обеспечения учета объектов НВОС (ПТО УОНВОС)) показывает на 14.09.2018 год стоит на учете:
* в Межрегиональном Управлении Росприроднадзора — 1042 предприятия из них 1 категории — 99, 2 категории — 452, 3 категории — 362, 4 категории — 129.
* в Минприроды Алтайского края — 2891 предприятие из них 2 категории 158, 3 категории 1311, 4 категории 1422.
*в Минприроды Республики Алтай – 495 предприятий из них 2 категории 21, 3 категории 295, 4 категории 179.