Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 “Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля” установлены существенные ограничения на проведение проверок в 2022 году. Причины органичений понятны, в отличии от текста самого постановления. Давайте вместе разбираться, какие проверки могут проводиться, какие нет и чем это грозит бизнесу?

Плановые проверки.

Плановые проверки в 2022 году могут проводиться только:

органами санитарно-эпидемиологического надзора и только на следующих объектах чрезвычайно высокого риска: дошкольное, начальное, основное общее, среднее (полное) образование, деятельность по организации отдыха детей иих оздоровления, деятельность детских лагерей на время каникул, деятлеьность по организации общественного питания детей, родильные дома, принатальные центры, социальные услуги с обеспечением проживания, деятельность по водоподготовке и водоснабжению.

органами государсвтенного пожарного надзора только на следюущих объектах чрезывычайно высокого и высокого риска:  дошкольное, начальное, основное общее, среднее (полное) образование, деятельность по организации отдыха детей иих оздоровления, деятельность детских лагерей на время каникул, деятлеьность по организации общественного питания детей, родильные дома, принатальные центры, социальные услуги с обеспечением проживания.

органами государственного надзора в области промышленной безопасности – в отношнии опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности.

органамми ветеринарного надзора – в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Таким образом, органов экологического надзора в этом списке нет, следовательно, плановые проверки соблюдения природоохранного законодательства в 2022 году не проводятся.

Однако необходимо обратить внимание, что органы санитарно-эпидемиологического надзора могут проверить деятельность по водоподготовке и водоснабжению на объектах чрезвычайно выского риска. Сюда могут попасть ваши водозаборы и тогда наличие и актуальность проекта зон санитраной охраны и иной документации может быть проверена.

Постановлением предусмотрено, что надзорный орган может заменить предусмотренную планом проверку, которая попадает под перечисленные выше исключения, на профилактический визит. Однако если по общему правилу предприятие может отказаться от проведения профилактического визита, то в случае замены им плановой проверки, которая не запрещена в 2022 году, отказаться не получится.

Внеплановые проверки

По согласованию с органами прокуратуры могут быть проведены внеплановые проверки в случаях:

— наличия непосредственной угрозы или факта причинения вреда жизнии тяжкого вреда здоровью граждан

— при непосредственной угрозе или факте причинения вреда обороне страны и безопасности государства

— при непосредственной угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера

— при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований на объектах чрезвычайно высокого и высокго рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственую угрозу причинения вреда жизнии здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций. Индикаторы риска определяются положением о государственном контроле (надзоре).

— в случае истечения срока предписания, но только если предписывалось принять меры, направленные на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций и только в тех случаях, когда оценить выполнение предписания на основании документов и иной информации без проверки невозможно.

— в рамках регионального лицензионного и жилищного конроля за деятельностью по управлению многоквартриными домами в случае поступления жалоб граждан.

— проверки налоговыми органами законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Следовательно, в рамках экологического надзора для проведения внеплановой проверки контрольному органу необходимо доказать прокуратуре угрозу жизни или здоровью населения или угрозу возникновения ЧС. При этом угроза должна быть непосредственной, т.е. явной и реальной, а вред здоровью существвенным. Как будет рассмативать и оценивать эти угрозы прокуратура, пока неизвестно, но исходя их опыта прошлых лет, том числе “ковидных” ограничений 2020 года, в качестве угрозы жизни и здоровью населения может выступать загрязнение опасными веществами почвы или недр, поздемных или поверхностных вод, а также атмосферного воздуха.

 Без согласования прокуратуры традиционно проводятся внеплановые проверки по поручениям Президента Российской Федерации (всем), поручениям Председателя Правительсвта Российской Федерации и его Заместителя (принятым после 10 марта 2022 года), по требованию прокурора, при наступлении события, указанного в программе проверок (только строительный, экологический (воздух и отходы) надзор, надзор за объектами культурного наследия), в случае необходимости проведения проверки выполнения предписания для возобновления ранее приостановленной лицензии, акредитации или иного разрешительного документа.

Таким образом, если Правительство или Президент поручит или прокуратура потребует – проверки будут. Ожидается выход поручения правительства для проверок самых крупных недропользователей, которые должны были быть проверены в плановом порядке в 2022 году. Программа проверок экологичесокого надзора касается, в первую очередь, строящихся и вводимых в эксплуатацию объектов, в отношении них проверки будут. Если поступила жалоба или информация о нарушении появится в прессе – прокуратура даст поручение и проверки будут.

Предписание может быть выдано только в случае выявления в ходе проверки фактов нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возикновения черезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства. Уже выданные предписания продляются автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока выполнения. По ходатайству контролируемого лица могут быть продлены еще, при этом ограничений срока, на который может быть продлено предписание, не установлено.

Если предписание не связано с непосредственной угрозой жизни и здоровью, обороне, безопасности и т.д., проверить его надзорный орган не сможет, привлечь к ответственности за его выполнение – тоже. Видимо, все эти предписания будут проверены в начале 2023 года, поэтому забывать о них не стоит, с контроля они не снимаются.

Самое важное – возбудить дело надзорный орган может только по итогам проверки. Учитывая, что оснований для проверок очень мало, процедура эта будет не простая и не частая. Административное расследование без проверки тоже не допустимо в 2022 году.

Профилактические мероприятия, такие как профилактические визиты, выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, консультирование и наблюдение, будут, видимо, основной деятельностью надзорных органов.

Время одуматься и собраться силами и мыслями у бизнеса есть, государство дало значительную фору. Но уверены, свое государство все равно возьмет. И важно помнить, что за нарушения, допущенные в 2022 году, можно быть наказанным в 2023 – в полном объеме и без всяких поблажек.