Новый вектор в деятельности Росприроднадзора

Какие новшества и тенденции в экологическом надзоре? Ответ на этот вопрос был дан Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора в рамках публичных обсуждений правоприменительной практики, прошедших в декабре 2019 года.

В частности, было указано, что в настоящее время происходит реформирование всей надзорной деятельности в России, в том числе экологического надзора в рамках приоритетной государственной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Согласно паспорта данной программы, основными ее задачами являются снижение административной нагрузки на организации и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций. Для этого надзорными органами в полной мере реализовываются профилактические функции. Данная программа в целом предусматривает переориентирование надзорной деятельности на профилактику и предупреждение правонарушений. Так, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора направляет природопользователям уведомительные письма о соблюдении природоохранных требований, предостережения о недопустимости нарушений законодательства. Как отмечено в докладе заместителя руководителя Управления Росприроднадзора, как правило, хозяйствующие субъекты реагируют на данные предупреждения и не допускают совершения нарушений.

Отмечено, что в настоящее время радикально изменился вектор надзорной деятельности, значительно сокращено количество плановых проверок. Так, за последние 5 лет сокращение плановых проверок на территории Алтайского края и Республики Алтай составило 70%.

Однако, в случае поступления в надзорный орган информации о нарушениях, Росприроднадзор принимает все предусмотренные законодательством меры по их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности.

В частности, были названы следующие тенденции и изменения:

 — сокращение числа плановых проверок, полное исключение проведения плановых проверок объектов, оказывающих незначительное воздействие на окружающую среду и имеющих низкую категорию риска;

 — использование предупредительных мер в государственном надзоре – направление уведомительных и разъяснительных писем, предостережений о недопустимости нарушений законодательства;

 — использование элементов самоконтроля предприятий – чек-листов, личного кабинета природопользования;

— формирование максимально прозрачной системы государственного надзора и более доверительных отношений между инспекторами, гражданами и природопользователями;

 — снижение избыточной административной нагрузки на бизнес;

 — увеличение количества внеплановых проверок и рейдовых мероприятий в случае поступления информации о конкретных правонарушениях;

 — замена административного штрафа предупреждением в предусмотренных законом случаях.

Все указанные инструменты активно внедряются в практику Росприроднадзора, однако предприятия должны знать свои права, чтобы не допускать их нарушения со стороны надзорных органов.

Кроме того, на публичных обсуждениях были затронуты новые веяния в нормировании негативного воздействия на окружающую среду.

Так, отмечено, что Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено регулирование негативного воздействия на окружающую среду в целях обеспечения экологической безопасности.

С 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов в зависимости от установленной категории объекта.

Разрешения и лимиты на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения и лимиты на сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные до 1 января 2019 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными к объектам I и II категорий, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

При этом с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений допускается выдача или переоформление разрешений и документов.

Основной задачей Росприроднадзора на данном этапе является разъяснительная работа с природопользователями по вопросам нормирования, постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, качественное предоставление госуслуг с целью обеспечения внедрения новой системы нормирования по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, с учетом установленных категорий.

Напоминаем, что в случае каких-либо сомнений и спорных ситуаций во время осуществления государственного экологического надзора, специалисты Центра экологии и аудита могут дать вам профессиональную юридическую консультацию, а в необходимых случаях представлять интересы предприятия перед надзорными органами и в судебных и административных инстанциях.