К вам едет ревизор!
Именно эта фраза из бессмертного произведения Н.В. Гоголя приходит на ум каждому, кто узнал, что на его предприятии состоится проверка любым надзорным органом. Чтобы не поддаваться панике и не считать возможные финансовые убытки от проверки, важно понимать, что эти проверки собой представляют, какие, когда и по какой причине бывают. Чтобы внести ясность в этом вопросе, развеять ваши возможные страхи и опасения, а возможно и предостеречь от излишней самоуверенности, мы начинаем публикацию серию статей о проверках и проверяющих в свете современных тенденций и законодательства. Разумеется, в первую очередь мы говорим именно об экологическом надзоре в всех его проявлениях, но общие нормы и правила одинаковы для всех видов надзора. Поэтому можем смело утверждать, что данный цикл статей будет полезен всем руководителям предприятий и сотрудникам, в чью компетенцию входит взаимодействие с контролирующими органами.
Итак, важно понимать, что проверки бывают плановые и внеплановые, выездные и документарные. И если с первой градацией все понятно – проверка или включена в годовой план работы надзорного органа, согласованный прокуратурой и размещенный в сети Интернет, или проводится по какому-то иному основанию, предусмотренному закону. Об основаниях проведения внеплановых проверок и их особенностях мы поговорим в следующих публикациях, а пока остановимся на выездных и документарных проверках.
Выездная проверка, как следует из самого ее названия, всегда проводится по месту нахождения предприятия, т.е. инспектор сам приезжает к вам, осматривает интересующие его объекты, изучает документацию, задает вопросы. О такой проверке предприятие должно быть уведомлено не позднее чем за 3 дня до ее начала путем направления копии приказа о проведении проверки. Этот срок может быть сокращен для внеплановых проверок, основанием для которых является не истечение срока выполнения предписания, до 24 часов. На этот срок следует обратить особое внимание, поскольку его нарушение может повлечь отмену всех результатов проверки. В приказе о проведении проверки должны быть в обязательном порядке указаны основания для ее проведения, сроки, цели, задачи проверки, реквизиты административных регламентов надзорных органов, на основании которых проверка проводится, а также перечень документов, которые предприятие должно представить в ходе ее проведения. Т.е. выездная проверка проводится при непосредственном участии предприятия, о ее проведении предприятию известно заранее, что оставляет возможность решать какие-то вопросы в оперативном порядке. Например, найти и представить необходимые документы или ответить на вопросы инспектора.
Иная ситуация с документарными проверками. Как и выездные, они проводятся на основании приказа руководителя надзорного органа или его заместителя, однако действующее законодательство не содержит требования о направлении этого приказа проверяемому юридическому лицу и даже о самом уведомлении юридического лица о предстоящей проверке. Чаще всего о таких проверках предприятие узнает, только получив акт, и хорошо, если в нем не указаны нарушения. Такие проверки проводятся, когда надзорный орган имеет возможность оценить выполнение тех или иных требований без взаимодействия с проверяемым предприятием, например, путем запроса информации в других государственных органах или анализа уже имеющихся у инспектора документов. С одной стороны, такие проверки не отвлекают сотрудников предприятия и проходят незаметно для проверяемого лица, с другой – нет возможности повлиять на их результат и доказать свою позицию. И еще – внеплановые документарные проверки не подлежат согласованию с прокуратурой, в отличие от выездных, поэтому какой-либо административный барьер у надзорного органа для проведения таких проверок отсутствует. Чаще всего в такой форме проводятся проверки выполнения предписаний о разработке и согласовании какой-либо документации, получении лицензий, разрешений.
Кроме перечисленных видов проверок существует такое мероприятие как плановые (рейдовые) осмотры. Строго говоря, это не проверка какого-то конкретного юридического лица, а осмотр территории земельных участков, особо охраняемых природных территорий, водоемов, транспортных средств и др., но если в ходе этих осмотров будут обнаружены признаки нарушений на вашем предприятии – будет организована внеплановая проверка в отношении вашего предприятия или сразу возбуждено дело об административном правонарушении. Важно понимать, что законом прямо установлен запрет на проведение рейда в отношении конкретного предприятия, инспектор не может запрашивать какие-либо документы у вас в рамках рейда, рейд не может подменять собой проверку.
Также нельзя не упомянуть, что помимо перечисленных видов проверок, инспекторами активно применяются такие процедуры, как административное расследование и возбуждение дела об административном правонарушении в случае, если имеются достаточные данные, указывающие на наличие в действиях какого-либо лица признаков состава административного правонарушения. Эти процедуры не попадают под действие ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.