Как следует из самого названия, эти проверки в план работы надзорного органа не включены, поэтому для их проведения должна быть веская причина.
Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрены следующие основания для проведения внеплановых проверок:
1. Самое распространенное основание для проведения таких проверок – истечение срока выполнения ранее выданного предписания. Внеплановые проверки по этому основанию прокуратурой не согласовываются, но об их проведении вы можете узнать заранее – ведь проверяемое предписание должно быть получено вашим предприятием и дата его истечения вам известна. Согласно административным регламентам надзорных органов, проверки выполнения предписаний начинаются не позднее 15-20 дней со дня истечения срока выполнения предписания. Но эти проверки не могут быть начаты раньше истечения срока предписания, а точнее даже следующего дня за датой, указанной в предписании. При этом если дата, указанная в предписании, является выходным днем, предписание считается истекшим в первый рабочий день после указанной даты. Внеплановые проверки выполнения предписаний могут проводиться как в документарной, так и в выездной форме.
2. Поступление от проверяемого лица заявления о предоставлении специального статуса, лицензии, разрешения, если правилами предоставления такого права, статуса, лицензии, разрешения предусмотрено проведение внеплановой проверки. Например, внеплановые лицензионные проверки проводятся при предоставлении лицензии на обращение с отходами производства и потребления. О такой проверке также предприятие узнает заранее и неожиданностью она не будет.
3. Выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора). Поскольку действующим в настоящее время положением о федеральном государственном экологическом надзоре данные параметры деятельности не предусмотрены, указанное основание в федеральном экологическом надзоре не применяется.
4. Поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и требование прокурора о проведении внеплановой проверки, на основании которых издан приказ органа надзора. Проверки по таким основаниям проводятся достаточно редко и только в отношении предприятий, о возможных нарушениях на которых стало известно на самом высоком уровне.
5. Мотивированное представление государственного инспектора, которое он выносит по результатом допроверочных мероприятий, проводимых без взаимодействия с юридическим лицом, или предварительной проверки сведений, указанных в обращении граждан и иных лиц, если в результате таких мероприятий установлен факт причинения или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этой части закона произошли значительные изменения – раньше основанием для проведения проверки являлось непосредственно обращение, содержащее сведения о причинении вреда или угрозе причинения вреда, нынешняя редакция предусматривает не повальное проведение проверок по любым жалобам, а требует сначала провести допроверочные мероприятия или предварительную проверку, в ходе которой инспектор должен собрать все возможные сведения о спорной ситуации, проверить факты, изложенные в жалобе, всеми доступными ему способами без проведения проверки, и если указанные факты подтвердятся – выходить на внеплановую проверку. В ходе предварительной проверки или мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом инспектор может запросить у лица, на чьи действия поступила жалоба, какие-либо данные, но обязанность этого лица предоставлять информацию инспектору до начала проведения проверки законодательно не закреплена.
Поскольку именно такое основание для проведения внеплановых проверок вызывает максимальное количество вопросов и сомнений, а также является наиболее распространенным после истечения срока выполнения предписаний, остановимся на нем подробнее.
Во-первых, важно понимать, что анонимное обращение в надзорный орган не может являться основанием для проведения проверки. Более того, если анонимность обращения выявлена уже в процессе его рассмотрения, все мероприятия прекращаются. Однако если обращение подписано заявителем и в нем указаны данные обратившегося, включая фамилию, имя, обратный адрес – обращение анонимным не считается и его анонимность может быть установлена только в процессе рассмотрения, путем направления писем на указанный адрес и попытки связаться с заявителем. Все эти действия может делать только надзорный орган, предприятие, на которое поступила жалоба, данных заявителя не узнает.
Во-вторых, внеплановые выездные проверки по такому основанию в обязательном порядке должны быть согласованы прокуратурой субъекта федерации. Исключением являются только выявленные нарушения прав потребителей, но такие нарушения находятся вне сферы экологического надзора, о котором мы сейчас говорим. Необходимо отметить, что органы прокуратуры достаточно щепетильно относятся к согласованию таких проверок, и, судя по статистике, отказов больше, чем согласований. Документарные проверки прокуратурой не согласовываются. В случае, если основанием для проверки является непосредственно причинение вреда жизни, здоровью людей, природе и т.д. – надзорный орган не дожидается согласования прокуратуры, а только уведомляет ее о начале внеплановой проверки.
В-третьих, по результатам проводимых допроверочных мероприятий или предварительных проверок инспектор не имеет права применять никаких мер к юридическому лицу, если сведения о нарушениях подтвердятся – это будет основанием для инициирования внеплановой проверки, по результатам которой уже могут быть приняты меры.
В-четвертых, о проведении такой выездной проверки надзорный орган обязать уведомить проверяемое лицо не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом, в т.ч. направлением электронного документа. В случае же, если проверяемым лицом причинен или причиняется вред окружающей среде, либо в результате его действий возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, предварительное уведомление о проверке не требуется.
В остальном внеплановые проверки проводятся также, как и плановые – сроки проверки составляют не более 20 рабочих дней, по результатам проверки составляется акт, в котором указываются все выявленные нарушения, выездная проверка не может быть начата без представителя проверяемого предприятия и т.д. Важно понимать, все требования, подлежащие проверке, указаны в приказе (распоряжении) о ее проведении и инспектор не может выходить за его пределы. Как правило, внеплановые проверки достаточно узко ограничены основаниями их проведения, выход за пределы которых чреват отменой всех результатов проверки.
Если вы сомневаетесь, что внеплановая проверка в отношении вашего предприятия проведена законно и инспектором соблюдены все ваши права как проверяемого лица, вы всегда можете обратиться в Центр экологии и аудита за юридической консультацией по данному вопросу. В случае, если ваши права действительно были нарушены в ходе надзорного мероприятия, наши специалисты подскажут вам все возможные способы восстановления ваших прав и отмены результатов проверки, в том числе постановлений о наложении штрафов, а в случае необходимости, подготовят исковые заявления и иные документы для оспаривания решений надзорного органа.